- Альтерация
-
АЛЬТЕРА́ЦИЯ (от лат. alteratio — изменение; нем. Alterierung) — в музыке: любое изменение высоты к.-л. звука без изменения его названия. Знаки А. в традиц. нотации: повышение осн. звука на полтона обозначается при помощи знака
— диез, на целый тон —
дубль-диез; понижение осн. звука на полтона обозначается при помощи знака
— бемоль, на целый тон —
— дубль-бемоль. Отказ от А. обозначается знаком
— бекар. Систематическое применение А. в тональной музыке обозначается путем выставления знаков А. в начале нотной строки вслед за ключом (так наз. ключевые знаки) либо в процессе развертывания пьесы при смене тональности (модуляция). Т. н. случайные знаки А. обычно действуют только на протяжении того такта, где они появляются, и следующая тактовая черта автоматически отменяет их.
Применяют также понятия ладовой и модуляционной А. Ладовая А. — повышение или понижение неустойчивых ступеней лада с целью обострения их тяготения к устойчивым ступеням. Тоны и аккорды, возникшие в результате ладовой А., называют альтерированными. Модуляционная А. указывает на изменение самих устойчивых ступеней с наступлением новой тональности.
Расцвет А. как доминирующего фактора в гармонич. системе связан с эпохой романтизма. Приемы ладовой А. — приметы авторского письма мн. рус. композиторов (Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Лядова, Рахманинова, Скрябина, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича и др.).
Лит.: Аэрова Ф. Ладова альтерация. Киев, 1962; Способин И. Лекции по курсу гармонии. М., 1968.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.